Виктор Лукьянов
персональный сайт художника
Публикации

Наталья Конькова. «Мастер грустного пейзажа»

В Международном Славянском центре в Черниговском переулке в эти осенние дни посетителей заметно прибавилось.  Православная Москва спешит увидеть картины художника Виктора Лукьянова, впервые выставленные в столице России.

Черниговский переулок зимой. 1988

Черниговский переулок зимой. 1988

Их уже видели зрители Болгарии, Сербии, Таджикистана. В дни празднования  1000-летия Крещения Руси проходила персональная выставка в Коломне.  Но именно нынешнюю выставку в Москве художник считает своим дебютом. На ней представлены картины разных лет. На втором этаже центра размещен московский цикл, портреты, натюрморты, всего – 250 работ. Есть и графика. За годы творчества Виктором созданы сотни произведений, и только недостаток места не позволяет показать все его живописные и графические работы; но и сравнительно небольшая часть творчества художника дает нам возможность увидеть глубину и своеобразие его дарования.

Он родился в 1957 году в Москве. Учился у чудесного живописца Дмитрия Васильевича Пашинцева. Много лет их связывала личная и творческая дружба. В дальнейшем у Виктора был свой путь экспериментов, ошибок, поиска. Теперь, когда искусство молодого мастера уже имеет узнаваемый почерк, его творчество открыто для самых разнообразных художественных манер; но основное направление – станковая живопись.

Книга отзывов полна благодарных записей: мир гармонии и красоты, созданной Виктором, уводящий от скорби и печалей в звенящую осеннюю грусть московских храмов, тихих переулков, не задавленных еще блочной громадой современного строительства, воистину прекрасен.

pw_Scan095

Осень в Коломенском кремле. 1987

Вот одна из серии картин коломенского цикла. Грустная дорожка, цветочек осенний доцветает – непритязательный сюжет. А пронизывает душу щемящее чувство – храмы в центре полотна облезлые, без штукатурки, сбившиеся вместе, словно потерявшиеся в этом жестоком мире. То, что это церковные строения, угадывается только по алтарной части и некоторым архитектурным элементам. Общежития, склады… Чего там только не было. А ведь вот в этом невзрачном здании Дмитрий Донской с Еленой Суздальской венчался, а вот в этом зимнем соборе перед битвой на Куликовом поле был отслужен молебен о даровании победы русскому войску. Коломенский Кремль, не уступающий, кстати, по территории Московскому , на протяжении всей русской истории был местом традиционного пребывания митрополита и его окружения. Этот простой пейзажик – только тихое  размышление обо свеем этом…

Среди камерных работ особенно заметна «Ночь». Она при всех своих сочетаниях фиолетового и розового (вообще не свойственных  современной живописи) тем не менее остается живой, только пронизанной колючим холодом. И там, в ночи, сияет нам маленькая звездочка. Как в затяжные, беспросветные ливни, еще больше любишь солнце, так и глядя на замерзшую Рождественскую ночь, безотчетно понимаешь – в далеком Вифлиеме смерти больше нет.

Так, может быть, и Богохранимость Отечества нашего под Покровом Божией Матери, внушается нам промыслом через постоянные искушения, скорби и боли; только с их преодолением остается душа живой для Вечности.

zk-129

Собор Покрова, что на Рву. 1995

Среди жанровых работ наиболее интересна последняя картина Виктора «Покров Пресвятой Богородицы, что на рву (храм Василия Блаженного).  Красная площадь заполнена современной московской суетной публикой: фотографы с их фанерными «президентами», торговцы картинами, мороженщики, какие-то проповедники, гуру…  И над всем этим возвышается Храм, и осеняет своим величием каждый камушек. Века пронеслись, но все также непоколебимо стоит дело рук человеческих во славу Божию. Уничтожили безбожники святые чудотворные мощи Василия Блаженного, а благодать осталась. Какие бы шабаши не совершались на этой земле, а Храм стоит себе, всему терпеливо внимая, оставаясь молчаливым свидетелем людского попечения о сиюминутном.

Историческая тема представлена на выставке картиной «Борис Годунов». Кропотливая работа над ней велась несколько лет. В этом полотне нашла отображение проблема власти и совести, и невольно в исторической картине видятся реалии сегодняшних дней.

Серия прекрасных портретов украшает выставку. Среди них обращает на себя внимание «Настя». Кроткая, тихая красавица, воплощение нежности, но чувствуется, что и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет.

Особая тема художника – виды южной Болгарии, ее древних городов: Пловдива, Смолены и других, где он жил и работал почти год. Южная природа как бы продиктовала другую художественную манеру. Краски уплотнились, исчезли полутона, все стало определеннее, четче. При внимательном изучении картин становится ясно, что за последние годы  от мрачных красок художник обратился к ярким, светоносным тонам.

А вот своеобразное знамение времени: «Церковь поднимается». В той же любимой художником Коломне; территория Голутвинского монастыря отдана в ведение митрополита Крутицкого и Коломенского.  Разрушенные и обезображенные храмы восстанавливаются. И так – по всей России. Духовный голод, кажется, начинает утоляться.

Особняк в Черниговском переулке. 1995

Особняк в Черниговском переулке. 1995

Лукьяновские картины дороги тем, что служат укором прошлому и памятью для грядущего; а сегодня они становятся (и очень быстро) историей. Они не претендуют стать новым словом в живописи. Это просто мир, где достоверность и искренность открывают двери древних и вечных истин.

По словам самого художника, живопись стала для него Прекрасным миром.  В него он уходит в минуты радости и печали, всякий раз сталкиваясь с тайной преображения. И тогда соединяется многообразие видимого и условных законов, и трудно понять, где краска, а где цвет, и как он становится светом, как появляется на холсте живой человек. Словом, для художника это не ремесло, а жизнь, в которой остаются мысли, надежды, мечты.

Конечно, духовные истины нельзя путать с живописным изобразительным языком, но жизнь ежедневно ставит вопросы, ответы на которые небесполезно поискать на этой выставке.

Наталия  КОНЬКОВА

Газета "Русь Державная". 1995, №16(22)
Создание сайта — Артсав